Услуги для граждан

Услуги для юридических лиц

Трудовые споры

Консультации юриста по телефонам 8(495) 971-10-12, 8(495) 971-90-12,

8 (926) 781-73-82 бесплатно. Вы можете задать любой, интересующий вопрос и специалист он-лайн на него ответит.

Наш адрес: г. Москва, м. Курская, Верхний Сусальный пер., д. 4/6. стр. 2 юристы Владимир Владимирович, Алексей Владимирович

Юридические услуги, включают себя вопросы по досудебным порядкам. Досудебным порядком урегулирования споров Трудовые спорысчитается закрепленное в договоре или законе порядка направления претензий или иных письменных уведомления одной из спорящих сторон другой стороне, а также установление сроков для ответа и других условий, тоесть все моменты которые позволяют разрешить спор без обращения в судебные инстанции. Выделяют такие виды споров, в которых возможно досудебное урегулирование. Трудовые споры, налоговые споры, хозяйственные споры и споры связанные с защиты прав потребителей.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) выделяет два основных вида трудовых споров - индивидуальные трудовые споры и коллективные.

Индивидуальный трудовой спор - неразрешенные разногласия между и работником и работодателем, связанные с вопросами применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В этом случаи органом, рассматривающим индивидуальные трудовые споры, может быть либо суд, либо специальная комиссия по трудовым спорам. Рассмотрение в комиссии по трудовым спорам как раз и является вариантом досудебного урегулирования спора.

ВИД УСЛУГИ

СТОИМОСТЬ

1. подготовка документов по урегулированию споров

От 1 000 (Одной тысячи) рублей

2. представление интересов по урегулированию споров

От 4 000 (Четыре тысячи) рублей

Наш адрес: г. Москва, м. Курская, Верхний Сусальный пер., д. 4/6. стр. 2

Тел. 8 (495) 971-10-12, 8 (495) 971-90-12,

Комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Работодателем руководителем организации  в комиссию назначаются  его представители. Также комиссии могут быть организованы в структурных подразделениях организации по решению общего собрания работников. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Комиссия организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

В ст.385 ТК РФ закреплено, что комиссия является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях. Если работник не смог самостоятельно или с участием своего представителя урегулировать разногласия в процессе переговоров с работодателем, то такой  индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией. Для обращения в комиссию работнику предоставляется три месяца с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Комиссия может установить пропущенный срок, если работник предоставит доказательства, что срок пропущен по уважительной причине.

Поступившее от работника заявление в комиссию по трудовым спорам должно быть обязательно зарегистрировано а индивидуальный спор рассмотрен в течении 10 дней календарных дней. Рассмотрение спора проходит  в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Спор можно рассматривать без присутствия работника, лишь при условии наличия его письменного заявления.

Заседание комиссии по  рассмотрению трудового спора должно быть отложено  в случае неявки работника или его представителя. При повторной неявке работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно. Комиссия вправе вызывать свидетелей, приглашать специалистов на свое заседание. Руководитель организации, По требованию комиссии, обязан в установленный срок представлять все необходимые затребуемые ею документы.

Заседание комиссии не может считаться правомочным., если на нем присутствуют менее половины членов со стороны работников, или менее половины представителей работодателя.

Заседание комиссии фиксируется в  протоколе, подписываемом председателем комиссии или его заместителем и заверяемом печатью комиссии. Решение принимается путем тайного голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В принятом решении указываются: наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); результаты голосования.

Копии решения комиссии, соответствующе заверенные, в течении трех дней со дня принятия решения. вручаются работнику и руководителю организации. Решение может быть обжаловано в течении 10 дней, в случаи не обжалования оно должно быть исполнено в течении трех дней после момента по истечении срока на обжалование.

При  неисполнения решения в установленный срок работнику комиссией выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Выданное комиссией удостоверение передается судебному приставу, а он в трехмесячный срок приводит его в исполнение в принудительном порядке

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Если комиссия не рассмотрит индивидуальный трудовой спор в течении 10 дней, то работник имеет право обратиться с ним в суд. Решение комиссии может быть обжаловано в десятидневный срок со дня вручения копии решения комиссии работником или работодателем в судебном порядке. Суд может восстановить пропущенный срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу, если будут доказаны уважительные причины пропуска.

Кроме индивидуального трудового спора, выделяют еще коллективный трудовой спор, который также может быть урегулирован в досудебном порядке.

Коллективный трудовой спор отличается от индивидуального тем , что одной из спорящих сторон в коллективном споре выступают все или часть работников организации, профессиональный союз или другое объединение работников. Порядок досудебного разрешения таких споров во многом схож с порядком разрешения индивидуальных споров.

В ст.401 ТК РФ прописан порядок разрешения коллективного трудового спора и  состоит он из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Все эти этапы являются досудебными, в том числе и трудовой арбитраж, так как он не представляет собой судебную инстанцию в полном смысле этого слова.

В Трудовом кодексе прямо закреплено, что рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Тоесть,  в данном случаи,  досудебного урегулирования спора это обязательная процедура, даже в том случаи, если стороны не желают решать проблему таким способом..

Если в процессе действий примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора не достигнут соглашения, то спор может быть рассмотрен с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Любая из сторон коллективного трудового спора в любой время после начала этого спора вправе обратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора (далее - служба). Служба - система государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, целью службы является содействие в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Участия в примирительных процедурах является обязательным для обеих сторон коллективно трудового спора. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, служба обязаны использовать все возможности, предписанные законом,  для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

В течении пяти рабочих дней с момента издания приказа(распоряжения) собственника о создании примирительной комиссии  она должна рассмотреть коллективный трудовой спор. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

В том случаи когда трудовой спор не удалось разрешить примирительной комиссии, после составления ею протокола разногласия в течении трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора могут пригласить посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Стороны и посредник должны достигнуть соглашения касательно порядка рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

На рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника законодателем определено семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). Результатом его работы  является принятие сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составление протокола разногласий. Далее если посреднику не удалось повлиять на примирение сторон, то за разрешение спора может приняться трудовой арбитраж, представляющий собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Но он  создается только в том случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и службой в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж создается решением работодателя, представителя работников и службы. В этом же решении определяется его состав, регламент, полномочия. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Налоговые споры не входят в систему гражданских или трудовых отношений, а относятся публичным отношениям, в этих спорах одной из сторон является государство.

Налоговые споры инициируются либо налогоплательщиками, либо налоговыми органами.

Налоговые органы обращаются в суды с исками о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, а налогоплательщики, не согласные с решениями или действиями представителей налоговых инспекций, подают иски обжалования.

Тем не менее, в законодательстве предусмотрено, что многие спорные налоговые споры могут быть решены и в досудебном порядке. В некоторых случаях такой порядок является обязательным.

Ст. 104 НК РФ  предусматривает, что до обращения с иском в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции, направив требование или иной документ по всем известным ему адресам налогоплательщика (иного лица).

Если налоговый орган выполнит предписаний статьи, то это даст основание суду отказать в дальнейшем отказать налоговому органу в рассмотрении иска. Тоесть если арбитражный суд после принятия к производству  искового заявления от налогового органа установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, предусмотренный федеральным законом или договором, он оставит исковое заявление без рассмотрения.

Если инициатором рассмотрения спора является налогоплательщик, то он имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права (ст.137 НК РФ).

Здесь нужно обратить внимание на то, что под актом в данном случае понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. При подаче жалобы об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов заявитель вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган такое толкование закреплено в п.49 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5.

С 1 января 2009 года вступили  в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 г. №137-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные в соответствии со статьей 101 НК РФ по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. К жалобе могут быть в качестве доказательств любые документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы, и подтверждающие позицию заявителя, в частности первичные учетные документы, бухгалтерская и статистическая отчетность, приказы и распоряжения руководителя организации и т.п. Жалоба должна быть составлена на русском языке. К документам приложенным  на иностранном языке к обязательно должен прилагаться их заверенный перевод.

Жалоба налогоплательщика должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Но такое заявление лишает подавшее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Однако подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Хочется отметить что такой порядок обжалования акта налоговых органов, в отличии от судебного,  действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) достаточно удобен для налогоплательщика: он прост, оперативен, не требует финансовых затрат (уплаты государственной пошлины). Воспользовавшись предоставленным правом обжалования, налогоплательщик сможет определить позицию вышестоящего налогового органа, что при отрицательном результате позволит ему основательно подготовиться к судебному рассмотрению.

Досудебное урегулирование спора очень часто используется в коммерческих отношениях, которые оформляются, как правило, договорами гражданско-правового характера, хотя в большинстве случаев и не является обязательным. Такое метод регулирования называется претензионным порядок и используется в сделках купли-продажи, аренды и т.д., т.е. там, где одна сторона сделки за определенную плату передает другой стороне какое-либо имущество, оказывает услугу или выполняет работу. Зачастую такой порядок закрепляют в договоре, а не в законе.

Но в некоторых случаях досудебный порядок решения спора  является обязательным и предусмотрен в ГК РФ. Например, при расторжении договора аренды. Если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, то арендодатель, перед тем как обратиться в суд, обязан направить арендатору предложение расторгнуть договор, а также письменное предупреждение о необходимости исполнения обязанности в разумный срок.

Существуют общие принципы претензионного порядка урегулирования хозяйственных споров. При претензионном порядке урегулирования споров, сначала,  кредитор обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении взятых им на себя обязательств, а должник должен прореагировать на его требование и дать ответ на его претензию. Претензия составляется в свободной письменной форме, если иная форма не предусмотрена законом. Сейчас в законе не закреплены какие либо требования, но перед составлением претензии стоит ознакомиться с требованиями изложенными в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 24.06.92 г. N 3116-1 "Об утверждении положения о претензионном порядке урегулирования споров", которое в настоящее время отменено.

Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя организации, гражданином-предпринимателем.

Если должник удовлетворяет претензию, подлежащую денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению). При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии заявителю должны быть возвращены подлинные документы, которые были приложены к претензии, также направлены документы, обосновывающие отказ, если их нет у заявителя претензии.

Ответ на претензию вручается под расписку,  отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления ответа на претензию.

Если должник полностью или частично откажется удовлетворить претензию или при неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд. Если в договоре указано, что претензионный порядок урегулирования спора является обязательным, то без его соблюдения сразу обращаться в суд нельзя.

Еще одним видом споров являются споры между продавцом и потребителем. В этих спорах внесудебный (претензионный) порядок выражается в том, что потребитель может предъявить требования о защите своего права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований позволяет восстановить нарушенное право быстро и избежать расходов на суд. В Законе "О защите прав потребителей предусмотрена ответственность за добровольный отказ удовлетворения обоснованных требований потребителя. В п.6 ст.13 этого Закона закреплено что суд при удовлетворении требований потребителя, вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа (в размере цены иска) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Этот штраф взыскивается в доход государственного бюджета. Таким образом, добровольное удовлетворение претензионных требований - обязанность продавца.

Если после покупки товара в нем обнаружиться дефект или неисправность, то необходимо известить продавца о случившемся. Претензия к продавцу подается продавцу в письменной форме, а составляется в двух экземплярах. В ней должны быть даны: полное наименование торгового предприятия и его юридический адрес; фамилия, имя, отчество (полностью) и домашний адрес потребителя; кратко описаны дефекты товара; сформулированы требования потребителя (устранить неисправность, расторгнуть договор купли-продажи и т.д.). К претензии прикладываться копии документов, подтверждающих приобретение товара именно у этого продавца (магазина). Один экземпляр претензии передается продавцу, а на втором продавец делает отметку о получении заявления потребителя. Получив претензию, продавец (исполнитель, изготовитель) должен известить потребителя о своих намерениях (обязательно в письменной форме). Если ответ продавца не устраивает потребителя, то он, еще раз оценив правомерность своих требований, имеет право обратиться в суд.

Консультации юриста по телефонам 8(495) 971-10-12, 8(495) 971-90-12 бесплатно. Вы можете задать любой, интересующий вопрос и специалист он-лайн на него ответит.

Наш адрес: г. Москва, м. Курская, Верхний Сусальный пер., д. 4/6. стр. 2 юристы Владимир Владимирович, Алексей Владимирович